Коран – интеллектуальная атомная бомба человечества

Гейдар Джахидович, традиционно принято критиковать современность, считая, что она толкает человечество в идолопоклонство. Или это не так?

Прежде всего, когда изучаешь Коран и сталкиваешься внутри коранического откровения с моделями мышления мушриков и мунафиков, убеждаешься в том, насколько вневременным и современным является кораническое понимание человека. Со мной недавно произошел один эпизод. Ко мне подошел человек, говорит: «Я вас узнал, вы выступаете на религиозные темы. Вы знаете, я не согласен с вашим определением Бога». Я не помню, чтобы давал где-нибудь свое определение Бога, но мне уже стало интересно. И этот человек сказал мне: «Мы Бога носим на руке. Да вот же он, Бог», — показывая на часы, одетые на руку: «Время это Бог». А потом произносит следующее: «Мы живем и умираем, и убивает нас время». По происхождению он армянин, говорит, что не христианин. Я ему: «А ты Коран читал?» Он сказал «Нет».

Это знамение! Я встречаю армянина, не имеющего никакого отношения к Исламу, не читавшего Коран, который меня останавливает, берет за лацканы и цитирует мне бедуинов из Корана (сура 45, аят 24) как свои личные убеждения.

Коран очень современен, и он описывает современные модели сознания в очень доходчивых, доступных, ясных формах. И до этого, и после этого я часто сталкивался с тем, что люди вокруг меня стихийно выражают типичные для человека модели, которые в Коране предъявлены как образцы неведения, образцы заблуждения, образцы естественного человеческого поведения.

Выходит суть человечества во все эпохи не меняется?

В Коране Всевышний, прежде всего, называет человека своим явным противником, оппозиционером: «Мы вывели человека из капли, а он враждебен определенно» (сура 36, аят 77) Этот аят повторяется и в других формулировках.

Естественная склонность человека – это враждовать со Всевышним. Наибольшее место в композиции человека занимает глина. И глина стремится находиться в одной плоскости не со Своим Творцом, она стремится находиться в общей плоскости с тем энергетическим полюсом, который в свое время отказался поклониться глиняному Адаму: «Ты создал меня из огня, а его из глины» (сура 38, аят 76). Так вот, «глиняный» человек заискивает и преклоняется перед Иблисом, потому что Иблис, с его «глиняной» точки зрения, это нечто высшее, но на той же оси координат. Энергия и вещество находятся на общей оси координат, они – полюса единой субстанции. А «вещество» стремится подчиниться «энергии». Ну а то, что внутри Адама есть частица Рух Аллах, это неведомо ни Иблису, ни подавляющему большинству людей. Как говорит Творец нашему Пророку (с.а.с.): «И большинство из них не ведает» (сура 45, аят 26). То есть Коран констатирует – большинство находится вне сферы имана, вне сферы знания: «…но они не знают» (сура 2, аят 13)

Вот поэтому Коран очень современен. Он является последним откровением, и он описывает реальность человека таким образом: ты имеешь дело с тем, что знакомо тебе из твоей жизни. По сравнению со временем фараонов, или со временем Сасанидских монархов, общество сильно изменилось, но сущность общества осталась прежней. И естественно, что общество является тенью Иблиса, и управляется Иблисом, который получил от Аллаха попущение искушать человека до Судного Дня слева, справа, спереди, сзади. Это единый хозяин куфра и три тысячи лет назад, и сегодня, и цели у него — сбивать людей с пути.

…А тень Иблиса коснулась трактовок Корана?…

Дело в том, что Аллах взял на себя задачу сохранять откровение вплоть до последней точки, до Судного Дня. Поэтому букву Корана изменить нельзя. Меняют, переделывают смысл, потому что не могут переделать букву. А смысл переделывают практически в каждом слове.

Например?…

Их масса. Возьму наиболее известный. «Аллах воссел на Троне» (сура 13, аят 2). Вы задумайтесь, что значит «воссел на троне»? Первоначальное значение слова ‘арш – это не «трон», а это «пребывание». Второе значение – это «беседка», «навес, который скрывает от посторонних взглядов». То есть это уединенное сокрытое пребывание. Тема «беседки», «навеса», превращается в «трон», когда арабы знакомятся с Ираном и Византией. А во время Мухаммада (с.а.с.) какой мог быть трон? Тогда люди жили в аскетичных, бедуинских условиях. Никаких тронов не было, сидели на подушках, набитых козьей шерстью под навесом. Так что ‘арш – стало означать трон через пару поколений после Пророка (с.а.с.), а в момент низведения Корана слово ‘арш означало «уединенное сокрытое пребывание».

А как Вы считаете, это преднамеренно происходит?

Откровение Всевышнего гладит человека против шерсти. Оно идет против всех его инстинктов. В Коране говорится: «То, что вы ненавидите, оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (сура 2, аят 216). То есть прямо сказано, что суть призыва к вам идет против того, что бы вы сами хотели. Человек борется с этим. Он же «хасымуммубин», то есть оппонент явный (сура36, аят77).

Суфии говорят: боритесь с нафсом. Как они понимают нафс? Как душу. А нафс – это сущность. Скажем, сказано в Коране в суре Женщины: «Который сотворил вас мин нафси вахидатин» (сура 4 аят 1), то есть правильно будет: «из единой сущности». Мы открываем практически любой русский перевод и видим: «из одного человека».

Понимаете разницу, единая сущность  как фундаментальный архетип, как образ, который Всевышний сформулировал, по которому Он создал человека. Или это один конкретный человек, из которого распространились все?! Физиологические потомки Адама и Евы? Или же все-таки мужчины и женщины, созданные из единого Божественного замысла о человеке. Это совершенно разные прочтения!

Коран переосмысливают таким образом, что бы сделать Ислам фольклорным, беззубым и причесанным. Подходящим для его эксплуатации в рамках греческой философии в прошлом или либеральной ментальности в наше время.

Так, а что же делать тогда?

Восстанавливать! Восстанавливать истинный смысл! У меня есть все эти переводы, и английские и иранские и пакистанские и французские переводы и я могу проверить каждый.

У нас есть колоссальный документ — Коран, который на самом деле является интеллектуальной атомной бомбой. Коран надо понимать так, как он был низведен – на чистом арабском языке. Непосредственной иллюстрацией к этому может послужить аят: «Если бы Мы ниспослали Коран на гору, то ты увидел бы, как она раскололась» (сура 59, аят 21).

Коран дает нам возможность создания нового направления в организации мышления. А без такой методологии мышления нам отведено место на обочине истории. Почему Запад захватил такие позиции? Потому что у них есть философия, представляющая собой учение о мышлении, об интеллектуальной организации деятельности, о том, как понимать себя и свое взаимодействие со средой, это очень важно. У нас этого нет.

В чем Вы видите главную задачу?

Самая главная проблема сейчас — это то, что у нас табу на глубокое теологическое искание. А без глубокого теологического искания мы как умма не можем сформулировать наши задачи. Задачи установления божественной справедливости. Но эта финальная часть может быть реализована только эсхатологически: с приходом Махди, с приходом Масих (Исы, алейхи салям). Они являются в конце и ставят точку, прекращая историю и устанавливая то правление, которое потом заканчивается всеобщей смертью, воскресением и Страшным Судом. Это главная наша задача  вести к преображению бытия, к новой земле и к новому небу. Нужно преодолеть колоссальную инерцию глины, диктат Иблиса.

У Вас очень интересные суждения по разным вопросам. А что вы скажете об отношении полов в Исламе?

Мужчина и женщина находятся в состоянии войны. Есть такое понятие — «война полов». И в Библии это сказано: «И вражду положили между вами». И в Коране Всевышний Аллах говорит о том же: «Он сказал: «Низвергнитесь из него вместе, врагами друг другу!»» (сура 20, аят 123). Это естественно: где у мужчины белое, у женщины черное. И наоборот. Они негатив друг к другу, и у них разные цели, разные ценности, у них вообще разное восприятие мира. Поэтому шариат является ничем иным, как подписанием мирного соглашения между этими враждующими полами.

Языческое общество – это непрерывная война полов. В патриархальном обществе женщины берутся в плен, как заложники, используются как рабыни. В матриархате другая ситуация.

Шариат – это та форма организации сосуществования, где наступает перемирие во имя некой высшей задачи. Мы вброшены в мир, где мы должны враждовать. Потому что наши цели различны в силу поляризованного разделения нафса (сущности). Но есть некая сверхзадача у этого нафса, по отношению к которой эти полюса как бы являются чем-то единым. С точки зрения ориентации на полярную звезду, функционален и север и юг, потому что полярная звезда выступает как нечто запредельное. И на этой основе функционирует шариат.

В чем, по-Вашему, суть Шариата?

Важно понимать, что шариат — не сверх-цель, это средство. Шариат – это устав. Устав как в армии. Зачем армии нужен устав? Зачем они носят форму? Зачем принимают присягу? Встают утром на подъем флага? Чтобы не быть партизанской бандой. Есть партизаны, они хорошие, делают какую-то работу, но они не являются главной силой. Зачастую они являются фольклорной хаотической массовкой. А армия должна иметь устав. Но армия существует не для устава. Вот у многих наших братьев главная цель существовать ради шариата: у них телега впереди лошади. Шариат должен обеспечить их правильное функционирование, а не они должны обслуживать шариат.

В каждой религии существует система понятий и символов. С Исламом также ассоциируется ряд символов. Например, чалма, халат, арабская вязь, полумесяц и так далее. Что скажете по этому поводу?

Есть два типа знаковости. Есть мудрость язычников. Она не словесная и связана, в основном, с символами. Но что такое символы? То, что внизу указывает на то, что вверху.

Например, статуи греков указывают символически на обитателей Олимпа, по-нашему, джиннов. Эта невербальная мудрость основана на неартикулированном выражении подразумевании. Кстати, музыка, — это средство невербального донесения состояния, которое связано с этой мудростью. Это все относится к сфере Иблиса, к сфере тонкого огня. А есть совершенно другой порядок. Есть знаки. Вот, например, говорится, что человеческая ладонь является знаком имени Аллаха. Потому что написание слова Аллах похоже на раскрытую ладонь. Тут же понимаешь, что рука-то естественна, а вот эти буквы условны, они как бы придуманы. Как же так получается, что созданная рука дает указание на придуманную, условную букву. Вот в этом парадокс. Наше исламское восприятие переворачивает обычное, «естественное»… У язычников, у греков буква может символизировать руку, буква условная, она указывает как символ на руку, которая является органической, естественной и главной. Ее надо обозначать. А у нас наоборот: «естественное» указывает на то, что интеллектуально! Слово «Аллах» — явление интеллектуальное, а рука – «естественное». Внешние объекты обозначают то, что дано только уму. Это обратный порядок относительно менталитета язычников.

Понятия — это условные знаки смысла. Они обеспечивают нам контроль над пониманием вселенной. И если мы не хотим, чтобы Ислам был цивилизацией, как другие (китайская, индийская, древнеегнипетская) мы должны опираться на язык, на имена и на слова. Если же мы хотим, что бы ислам был цивилизацией, узнаваемой через символы: пальма, чалма, верблюд, джелябия — тогда давайте опираться на вещи. Верблюд – узнаваемая вещь, джелябия – узнаваемая.

А вот поставим такой вопрос: политическая социал-демократия — это цивилизация? Или это глобальная интернациональная сила, которая «поставила на уши» весь мир на какой-то период. Можно ли представить себе какие-то специальные знаки или символы, которые выражают в культурном смысле социал-демократию? Кепка Ильича? Социал-демократия это целиком дискурс, это понятийная система. Но она пародирует религиозную борьбу за справедливость, которая велась на протяжении тысячелетий. Это безрелигиозная версия религии.

Цивилизация принадлежит язычникам, контролируется жрецами, и опирается на узнаваемые образы. А истинная религия – это понятийный дискурс, это вера, которая сопряжена с интеллектом, универсальна для всех и опирается на понятийную систему языкового раскрытия. Поэтому, чалма и тюбетейка в сторону, а исламские смыслы – вверх!

Поскольку наш журнал носит название «Мусульманка», не могу не задать вопрос о Вашем видении роли женщины в общественной и политической жизни, например, в джихаде?

Женщина в джихаде имеет такое же значение, как и мужчина. Она играет такую же роль, но свою. Хадиджа, первая жена Пророка (с.а.с.) финансировала его первые шаги. Она была его морально-психологической поддержкой. Все мы знаем, как потом наш Пророк, (с.а.с) ограждал ее имя и память о ней от попыток любой дискредитации, умаления и т.п.. Её роль в становлении Ислама на самых ранних этапах очень важна.

Шариат обеспечивает возможность женщины заниматься независимым бизнесом. Может ли женщина быть одиноким бизнесменом? Может. А раз так, она может быть и политическим деятелем, и партийным активистом.

Женщины сыграли огромную роль в войне, которую вел наш Пророк за установление Ислама в Хиджазе. Как его противницы (кстати говоря, Хинд, знаменитая женщина, которая ненавидела Ислам и ответственна за гибель Хамзы), так и его сторонницы, которые многое сделали, чтобы Ислам победил.

Есть такое мнение, что единственное назначение женщины – быть хорошей женой, чтобы воюющий на переднем плане и берущий на себя все проблемы муж мог придти домой, расслабиться и отдохнуть. Но мы прекрасно понимаем, что одна женщина может быть усладой души и тела, а другая — нет. Одна не может быть бизнесвумен, а другая может ей быть. И Ислам очень гибко относится ко всему этому. Он учитывает склонности и возможности, способности людей.

Какую роль женщины играют в вашей жизни?

В юношеский период моей жизни женщина для меня была тем, что нужно подчинять, ставить на место, контролировать, дрессировать, укрощать. Я исходил из того, что современное общество матриархально, что в нем доминируют женские ценности, культ женского и это все нужно изживать, избавляться от этого.

По мере более глубокого вникания в сущность исламской традиции, я изменял свои взгляды. Война полов, конечно, есть, и феминократия, конечно, существует, но все эти вещи нуждаются в гораздо более глубоком осмыслении.

Гейдар Джемаль

Leave a Reply