Смысл шахады 1

.

Вопрос:

Ассалям алейкум уважаемый Гейдар Джахидович. Я смотрела ваше видео, где вы обсуждаете тему шахады и честно говоря это заставило задуматься. Первая часть -это отрицание, а вторая как вы сказали: но есть Аллах, то есть не тот перевод который мы обычно слышим или читаем-кроме Аллаха, вы говорите но есть Аллах. Получается нет бога, но есть Аллах. Так вот мне очень важно знать как вы растолкуете 163 Аят Суры Бакара священного Корана.

2:163 Крачковский

И бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!

2:163 С огласовками

وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

Спасибо вам большое.

Ответ:
Ва алейкум ас салам!

В данном случае имеется обращение к людям — «илахукум», то есть Тот, к Кому вы обращаетесь, объект вашего поклонения, который вы называете «богом» — так вот, знайте, что Он — Бог единый! (Это сказано людям, для которых «илах» есть высшее определение). Это совершенно не значит, что метафизическое содержание этого понятия переносится на имя «Аллах». Для джахилей и мушриков «илах» — это бытийная категория. Суфии и шииты, возникшие из суфиев, стоят на этой платформе. Для Мохи эд-Дина ибн эль-Араби, Моллы Садры и других выходцев из «шинели» Платона, «Бог», конечно, это Бытие (Сверхбытие, тотальное Всё) — они же монисты, а не монотеисты!

Для мусульманина «абсолютное Всё» есть не-Аллах. Все дано для того, чтобы указывать на непостижимую трансцендентность Аллаха. В этом смысл шахады. Только откровение соединяет наше сознание с знанием о Нем.

One comment on “Смысл шахады

  1. Reply Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан Дек 6,2016 13:13

    Посвящаю памяти великого сына моего народа, поэту, философу Гейдару Джемалю!
    Логически завершённая космологическая концепция. Для того, чтобы представить беспредельное пространство изначально ЭЛЕМЕНТНО (Эл-тно): 1. разновидно (однородно) завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём двух Эл-тов с ПРОСТО и СЛОЖНО /замкнуто системно проявляемыми СУЩНОСТЯМИ (Сщ-ями)/ 2. разнородно завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём ещё одного Эл-та – Всевышнего и Всемогущего Бога – с незамкнуто системно проявляемой Сщ-ью. Нетрудно предположить, что уже при МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМ (МнмВ-ом) РАЗВЁРТЫВАНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (разВ-нии неМ-ого К-та) Сщ-и Бога – Духа Божьего – за уровень изначального нисходяще направленного постоянного разВ-ния от М-ого К-та Сщ-и Бога, происходит сВ-ние ПРОСТО и СЛОЖНО /т.е. происходит их распад ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно разВ-емых неМ-ых К-тов их Сщ-ей/, как МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО (МксВ-о) разнородной к Божьей Сщ-и МнмВ-о численно Эл-тной однородности (оРд-и №1), и Бог на основе М-ых К-тов от оРд-и №1 разВ-ет МнмВ-о разнородную к Его Сщ-и МксВ-о численно Эл-тную однородность (оРд-ь №2). Процесс сВ-ния оРд-и №2 начнётся в известный Богу момент времени начавшуюся с момента завершения её разВ-ния. сВ-нием Духа Божьего к уровню изначального разВ-ния вновь разВ-ется оРд-ь №1 – потенциал Бога для осуществления превращений оРд-и №1 в оРд-ь №2 и оРд-и №2 в оРд-ь №1 беспределен!

Leave a Reply